18.12.2020

Депутат ГосДумы Павел Качкаев выступил на общем собрании Ассоциации городов Поволжья по комплексной модернизации объектов ЖКХ

Согласно информации, полученной из городов – членов АГП, наиболее острыми проблемами отрасли являются высокий уровень износа объектов и систем коммунальной инфраструктуры. Для поддержания требуемого уровня надежности необходима перекладка опережающими темпами старых и строительство новых объектов и систем.  В регионах и муниципалитетах нет точного понимания фактического технологического состояния объектов и систем коммунальной инфраструктуры (что также подтверждается полученной информацией), его оценки и степени износа. Периодичность комплексных проверок состояния МКД и определения степени износа не установлены ни одним нормативно-правовым актом, и чаще инициируется собственниками помещений в доме. Данный вид работ не предусмотрен Минимальным перечнем работ и услуг, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества многоквартирного дома, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации №290 от 03.04.2013 года.
Объем денежных средств, необходимых на инвентаризацию и реконструкцию коммунальных сетей, исчисляется сотнями миллиардов рублей. Ни за счет региональных, ни за счет местных бюджетов эту работу сделать фактически невозможно. Для перекладки сетей опережающими темпами ресурсоснабжающим организациям не хватает финансирования. Расчет необходимого объема финансирования выполняется по фактически сложившимся затратам при выполнении инвестиционной программы за предыдущий год. Большая часть основных средств полностью самортизированы и не формируют источника финансирования, но требуют обновления и вложений. Привлечение прочих источников финансирования, в том числе заемных средств, затруднено либо отсутствием экономического эффекта от мероприятий по восстановлению ресурса основных средств, либо длительными сроками окупаемости вложений. Дефицит финансовых средств, направляемых на восстановление ресурса основных средств, приводит к дальнейшему увеличению уровня износа.
В настоящее время приоритетным вариантом решения проблемы модернизации представляется концессия. Однако большая часть концессионных проектов не может быть реализованы без государственной помощи. Тарифные источники не позволяют покрывать финансовые потребности на модернизацию, недостаточно ресурсов для подготовки проектно-сметной документации. Низкий уровень инициатив со стороны инвесторов обуславливается сомнительной экономической состоятельностью абсолютного большинства инвестиционных проектов. Требуют дополнительного законодательного регулирования проблемы концессионных соглашений и налогового законодательства. В ряде городов отсутствует практика заключения концессионных соглашений, энерголизинговых и энергосервисных контрактов. В этих условиях в городах Ассоциации, при поддержке региональных бюджетов, в рамках концессионных соглашений и целевых программ, продолжаются работы по текущему и капитальному ремонту, модернизации и реконструкции старых и строительству новых объектов коммунальной инфраструктуры. В 2020 года Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации разработаны правила господдержки модернизации объектов жилищно-коммунального хозяйства с износом более 60%, которые предусматривают организацию комплексной государственной поддержки проектов реконструкции (модернизации) объектов коммунальной инфраструктуры в сферах теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения. В 2020 году реализуется пять пилотных проектов с общим объемом финансирования 1,26 млрд рублей (пилотными городами стали Орск (Оренбургская область), Переславль-Залесский (Ярославская область), Козьмодемьянск (Республика Марий Эл), Новоалтайск (Алтайский край) и Белово (Кемеровская область). Кроме того, шесть регионов России с низкой инвестиционной привлекательностью (Калмыкия, Марий Эл, Чувашия, Алтайский край, Курганская и Псковская области) смогут реализовать индивидуальные программы социально-экономического развития. Всего по линии Минстроя России для этого будет направлено за четыре года более 5,2 млрд рублей. Очевидно, что данные меры явно недостаточны, и – если не принимать кардинальных решений – ситуация будет только усугубляться. 
Заслушав и обсудив доклады и выступления, общее собрание приняло решение продолжить мониторинг и обмен опытом городов по вопросам разработки механизма финансирования инженерных изысканий и подготовки проектно-сметной документации на строительство, реконструкцию и модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры, расширения способов управления имуществом водохозяйственного комплекса посредством применения различных форм государственно-частного партнерства.
Органам местного самоуправления городов – членов АГП совместно с региональными органами государственной власти провести инвентаризацию систем и объектов теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения в целях получения полной и достоверной информации о фактическом технико-экономическом состоянии объектов коммунальной инфраструктуры для принятия решений о их комплексной модернизации.
Ассоциации городов Поволжья подготовить и направить в адрес полномочного представителя Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе, профильные комитеты Государственной Думы и Совета Федерации, Всероссийскую ассоциацию развития местного самоуправления предложения по совершенствованию законодательства, в том числе: - о разработке на государственном уровне Федеральной целевой программы модернизации коммунальной инфраструктуры (по аналогии с программой капитального ремонта многоквартирных домов), в рамках которой будут осуществляться мероприятия по оказанию помощи путем компенсации части затрат хозяйствующих субъектов и органов местного самоуправления на строительство, реконструкцию и модернизацию инженерных коммуникаций и объектов жизнеобеспечения; осуществление финансирования мероприятий программы по модернизации жилищно-коммунального хозяйства; финансирование мероприятий по внедрению эффективных инновационных технологий энергосбережения и рационального использования топливно-энергетических ресурсов; - о формировании единых подходов и определения методики комплексного определения показателей технико-экономического состояния объектов коммунальной инфраструктуры (теплоснабжение, водоснабжение, водоотведение, газораспределение), предусматривающей показатели физического износа и энергетической эффективности, порядок проведения обследования и анализа текущего состояния объектов и сетевого хозяйства; - о возможности применения льготы по налогу на имущество в отношении нового строительства и объектов, введенных в эксплуатацию после модернизации; - о внесении изменений и дополнений в нормативно-правовые акты, регулирующие данную сферу деятельности и способствующие созданию инвестиционно-привлекательного климата в отрасли.

Рейтинг: 19  Качкаев Павел Рюрикович 0 17

Комментарии

 

Чтобы добавлять комментарии Вам необходимо авторизоваться.